Эксперт-Бухгалтер.РФ Рекомендации

Рекомендуем - сервис Федеральной налоговой службы России:

Транспортный налог: ставки и льготы

Ольга Любомудрова, Заместитель Главного редактора сайта "Эксперт-Бухгалтер.РФ"

Подписка на электронный Еженедельник Бухгалтера

Транспортный налог Справка


Транспортный налог

СПС "Консультант Плюс", 15 Апреля 2010

Письмо Минфина России от 19.03.2010 N 03-05-05-04/05

Комментарий:

Различные модели автомобилей "Газель" повсеместно используются в предпринимательской деятельности. Данные транспортные средства принадлежат к категории B. При этом некоторые из них согласно регистрационным документам относятся к типу транспортного средства фургон. Собственники таких автомобилей сталкиваются с вопросом, какую ставку транспортного налога следует применять - ставку, установленную для легковых или для грузовых автомобилей.

В рассматриваемом письме финансовое ведомство разъяснило, что в целях определения ставки транспортного налога следует руководствоваться типом транспортного средства и его категорией, указанной в паспорте транспортного средства (ПТС). Обоснована данная точка зрения так. В соответствии с п. 1 ст. 361 НК РФ ставки транспортного налога устанавливаются законами субъектов РФ исходя из категории транспортных средств. При этом размер ставки зависит от типа автомобиля: легковой, грузовой или автобус. Согласно "Конвенции о дорожном движении" (заключена в г. Вене 08.11.1968) к категории B относятся как легковые, так и грузовые автомобили. В ПТС кроме категории указываются также сведения о типе транспортного средства: "легковой", "автобус", "грузовой - самосвал", "фургон" и т.п. Таким образом, фургоны, в том числе относящиеся к категории B, не являются легковыми автомобилями, а значит, применять ставку транспортного налога, установленную для легковых автомобилей, к фургонам категории B неправомерно. Следует отметить, что данная проблема касается не только владельцев "Газелей", но и собственников транспортных средств других марок категории B, тип которых согласно ПТС не совпадает с указанным в Налоговом кодексе РФ (легковой, грузовой или автобус). Ранее официальные органы уже высказывались о том, что ставка определяется исходя из типа транспортного средства (см. Письма Минфина России от 01.07.2009 N 03-05-06-04/105, от 17.01.2008 N 03-05-04-01/1, Управления ФНС по Ленинградской области от 18.01.2007 N 06-05-1/00610@). Есть примеры судебных решений, подтверждающих подобный подход (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 20.08.2009 N А05-13177/2008, от 05.06.2008 N А05-223/2008, ФАС Уральского округа от 20.05.2009 N Ф09-3129/09-С3, ФАС Волго-Вятского округа от 06.05.2009 N А29-7851/2008).

Однако такая точка зрения не является бесспорной. Действительно, размер ставки транспортного налога зависит от типа автомобиля: легковой, грузовой или автобус. При этом в ст. 361 НК РФ не указан такой тип транспортного средства, как фургон. Поэтому, принимая во внимание, что согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения и неясности налогового законодательства толкуются в пользу налогоплательщиков, и учитывая, что ставки налога также зависят от категории автомобиля, владелец фургона, отнесенного к категории B, может применить ставку, установленную для легковых автомобилей. Отметим, что некоторым организациям удалось отстоять в суде правомерность уплаты транспортного налога по ставке для легковых автомобилей в отношении фургонов и иных специальных автомобилей (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 02.10.2008 N А57-1450/08). Некоторые судьи исходят в том числе из способа фактического использования транспортных средств (см. Постановление ФАС Уральского округа от 21.11.2007 N Ф09-9469/07-С3).

Таким образом, если исходя из сведений, указанных в ПТС, невозможно напрямую установить, что автомобиль категории B относится к грузовому транспортному средству, то налогоплательщик может применить ставку, установленную для легковых автомобилей. Однако в данном случае неизбежны споры с налоговыми органами.


Другие документы по запросу: Транспортный налог Налоги, сборы, взносы

Учёт и исчисление

Отчётность

Справка по теме:
Транспортный налог
Транспортный налог (в частности для Организаций) является Региональным налогом:
  • устанавливается Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации;
  • вводится в действие законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге (в соответствии с НК РФ);
  • обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Глава 28. НК РФ "Транспортный налог" определяет: Налогоплательщиков, Объект и налоговую Базу, Налоговый и Отчётный периоды, налоговые Ставки (базовые), Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу и налоговую Декларацию,
при этом законодательные (представительные) органы законами субъектов РФ:

  • определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 28. НК РФ;
  • определяют порядок и сроки уплаты транспортного налога для Организаций;
  • вправе не устанавливать отчетные периоды;
  • могут предусматривать налоговые льготы и основания для их использования.

Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, в частности Организации, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии с НК РФ.
Не признаются налогоплательщиками организации, связанные с рядом событий из области спорта.

Признание организаций налогоплательщиками производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которые эти транспортные средства зарегистрированы, поступивших от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.

Объектом налогообложения признаются Транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Транспортные средства, являющиеся объектом налогообложения, можно подразделить на:

  • Наземные, к которым относятся автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходы и мотосани
    (объектом не являются: автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке; тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции).
    Налоговая база в отношении наземных транспортных средств, имеющих двигатели определяется, как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
     
  • Воздушные, к которым относятся самолеты, вертолеты и другие воздушные транспортные средства.
    Налоговая база в отношении воздушных транспортных средств определяется:
    • для имеющих двигатели определяется - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
    • для имеющих реактивные двигатели определяется - как паспортная статическая тяга реактивного двигателя;
    • в других случаях - как единица транспортного средства.
       
  • Водные, к которым относятся теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные транспортные средства
    (объектом не являются: весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил; промысловые морские и речные суда; пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок; самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы; суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов; морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда).
    Налоговая база в отношении водных транспортных средств определяется:
    • для имеющих двигатели - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
    • для водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств - как валовая вместимость в регистровых тоннах;
    • в других случаях - как единица транспортного средства (в частности, плавучие краны, плавучая землечерпательная техника, дебаркадеры и иные плавучие сооружения, не имеющие двигателей для самостоятельного передвижения).
Кроме того, не являются объектом налогообложения:
  • транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
  • транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом.

Отчетный период для Организаций - первый квартал, полугодие, 9 месяцев (субъекты Российской Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды):

  • организации самостоятельно определяют налоговую базу;
  • исчисляют сумму авансового платежа за отчетный период (в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента, указанного в НК РФ);
  • осуществляют авансовые платежи по налогу (в срок, устанавленный законами субъектов Российской Федерации) по месту нахождения транспортных средств;
  • налоговый расчет по авансовым платежам по налогу за отчетные периоды отменен с 1 января 2011 года Федеральным законом №229-ФЗ от 27 июля 2010 года.

Налоговый период (год):

  • организации исчисляют транспортный налог за налоговой период:
    • на основании документально подтвержденных данных о транспортных средствах, подлежащих налогообложению;
    • с учетом количества месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика в налоговом периоде;
    • по транспортным средствам, украденным (возвращенным) в течение налогового периода, - с учетом количества месяцев, в течение которых транспортное средство находилось во владении налогоплательщика;
    • по транспортным средствам, на которых в течение налогового периода заменялся двигатель и (или) изменялась его мощность, - с учетом указанных изменений и месяца такого изменения.
  • подают налоговую Декларацию (не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом);
  • осуществляют итоговый платеж налога с учетом авансовых платежей (в срок, устанавленный законами субъектов Российской Федерации, но не ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, поскольку количество полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, можно определить только по истечении налогового периода).

 

 
Вопрос: Будут ли меняться сроки уплаты транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц за налоговый период 2011 года?
14.06.2011
Ответ: Устанавливаются следующие сроки уплаты налогов за налоговый период 2011 года
14.06.2011
Елена Ваничкина
Елена Ваничкина
Начальник отдела камеральных проверок № 2 Межрайонной ИФНС России № 8 по Московской области