Эксперт-Бухгалтер.РФ Комментарии

Уважаемые коллеги! Давайте настроим сайт под Ваши профессиональные интересы

Выберите систему налогообложения ...

Елена Кашаева, Главный редактор сайта Эксперт-Бухгалтер.РФ

Подпишитесь на обновления!

Штрафы, недоимки, пени


Штрафы

МРИ ФНС РФ N7 по М.О., 23 Мая 2012

Контроль цен по сделкам взаимозависимых лиц

18 июля 2011 г. был принят и подписан Президентом РФ Закон N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения". Закон вступил в силу 1 января 2012 г.
Законом определены понятие и категории взаимозависимых лиц, а также приведен механизм расчета доли участия одной организации в другой. Закон значительно расширил список взаимозависимых лиц по сравнению с действующей редакцией ст. 20 Налогового кодекса РФ, включив в него, например, организации с общим составом исполнительного органа или совета директоров. Основным критерием, однако, остается доля прямого или косвенного участия одной организации в другой. При этом, если согласно действующей ст. 20 Налогового кодекса РФ, для признания сторон взаимозависимыми размер такого участия должен составлять более 20%, Законом N 227-ФЗ доля участия увеличена до 25%.
Как и в настоящий момент, стороны сделки могут быть признаны взаимозависимыми и по решению суда, если доказано наличие влияния на условия или результаты сделок в силу отношений между этими сторонами.
В гл. 14.2 НК РФ определены основные положения о налогообложении в сделках между взаимозависимыми лицами, особенности признания цен рыночными, критерии сопоставимости сделок. Кроме того, обозначены перечень информации, которая может быть использована для целей сопоставления условий сделок, и особенности определения рыночных цен в сделках, в отношении которых предусмотрено регулирование цен.
Существенные изменения претерпел перечень информации, которая может быть использована для сопоставления условий сделок. На смену существующему требованию ссылаться на официальные источники информации пришло разрешение пользоваться достаточно широким, открытым перечнем источников информации, которые могут быть использованы при определении соответствия цен, применяемых в сделках, рыночным ценам. Основное условие при этом - общедоступность информации и запрет на использование данных, составляющих налоговую тайну, а также иной информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством РФ, за исключением сведений о налогоплательщике, в отношении которого налоговый орган проводит проверку. Применение зарубежных источников информации разрешается только при отсутствии или недоступности российских источников.
В гл. 14.3 НК РФ рассмотрены общие положения о методах, используемых при определении рыночных цен, порядок расчета интервала рентабельности, подробно описаны способы и условия применения всех методов. По сравнению с действующей ст. 40 Налогового кодекса РФ, количество методов увеличено до пяти. В частности, Законом N 227-ФЗ установлены следующие методы трансфертного ценообразования в целях налогообложения: метод сопоставимых рыночных цен (СРЦ), цены последующей реализации, затратный, сопоставимой рентабельности и распределения прибыли. К контролируемым сделкам будут относиться в основном сделки между взаимозависимыми лицами и отдельные виды сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Согласно Закону документация, обосновывающая рыночный уровень цен (рентабельности) для целей налогообложения, и соответствующие уведомления должны быть подготовлены в отношении всех контролируемых сделок. Данное требование до 1 января 2014 г. применяется в случаях, когда сумма доходов от всех контролируемых сделок, совершенных налогоплательщиком в календарном году с одним лицом, превысит 100 млн руб. в 2012 г. или 80 млн руб. в 2013 г.
Законом установлен специальный вид налоговых проверок - проверки соответствия цен (рентабельности), примененных в контролируемых сделках, рыночным. Во время проверки проверяющие будут вправе истребовать информацию у всех участников сделки, а не только у проверяемого лица. Проверка будет проводиться в срок, не превышающий шести месяцев, однако в исключительных случаях срок проверки может быть продлен до 12 месяцев. Если по результатам проверки налоговый орган выявил факты отклонения примененной цены от рыночной, которые привели к занижению налога, выдается акт проверки. Состав, процедура оспаривания акта проверки и порядок принятия решения по результатам проверки, согласно Закону N 227-ФЗ, аналогичны общему порядку рассмотрения материалов налоговой проверки. Ответственность за неуплату налога в результате применения нерыночных цен установлена п. 1 ст. 129.3 НК РФ: штраф в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб. Однако сразу укажем, что при доначислении налогов за периоды 2012 - 2013 гг. штраф назначаться не будет. По результатам проверок за 2014 - 2016 гг. штрафные санкции могут составить 20% от суммы неуплаченного налога, а в отношении проверок за 2017 г. и далее штрафы будут применяться в размере 40% от суммы неуплаченного налога, но не менее 30 000 руб. Штрафные санкции будут применяться только при одновременном соблюдении следующих критериев: цены (рентабельность) выходят за пределы интервала рыночных цен (рентабельности), что привело к неуплате или неполной уплате налогов, и отсутствует подготовленная документация, обосновывающая рыночный уровень цен (рентабельности). Таким образом, наличие документации, обосновывающей рыночный уровень цен, является залогом неприменения штрафных санкций. Штрафные санкции также не будут применяться в случае, если цены были установлены в соответствии с соглашением о ценообразовании.
Отметим также, что Законом предусмотрен штраф за неправомерное представление в установленный срок уведомлений о контролируемых сделках или за представление уведомления с недостоверными данными в размере 5000 руб.

Заместитель начальника Межрайонной ИФНС России № 7 по Московской области О.А. Маньковская


Другие документы по запросу: Штрафы Налоги, сборы, взносы

Штрафы


 

 
Вопрос: Просим разъяснить ситуацию.

Обществом был заключен договор субаренды с юридическим лицом. При этом юридическое лицо арендовало предмет аренды у Администрации города по договору аренды. При этом наше Общество регулярно принимало в состав расходов для налога на прибыль суммы арендной платы по договору.

В настоящий момент Обществу стало известно о том, что основной договор аренды между Администрацией города и арендатором признан судом недействительным.

Отсюда мы хотели бы выяснить, будет ли являться наш договор субаренды недействительным, нужно ли нам и дальше оплачивать задолженность, возникшую по данному договору и что делать с налогом на прибыль?
29.07.2013

Ответ: C учетом того, что в РФ не прецедентная система права, невозможно заранее предусмотреть позицию налоговой инспекции по данному вопросу, в связи с чем у Общества существует риск доказывать свою позицию в суде.
29.07.2013
Елена Кашаева
Елена Кашаева
Главный редактор сайта "Эксперт-Бухгалтер.РФ"