Налогообложение в России - Эксперт-Бухгалтер.РФ
Система налогообложения
СПС "Консультант Плюс", 27 Августа 2009Письмо Минфина России от 17.07.2009 N 03-02-07/1-369
Согласно пп. 2 п. 2 ст. 23 НК РФ компании обязаны сообщать в инспекцию по месту своего нахождения обо всех случаях своего участия в российских и иностранных организациях. Компания, которая является членом саморегулируемой организации, созданной в форме некоммерческого партнерства, обратилась в Минфин за разъяснениями, требуется ли ей сообщать о своем членстве в налоговый орган.
По мнению финансового ведомства, делать это необходимо. Минфин ссылается на положения Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", в соответствии с п. 1 ст. 3 которого к саморегулируемым относятся некоммерческие организации, основанные на членстве и объединяющие субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности. Согласно п. 3 ст. 2 данного Закона субъектами предпринимательской деятельности являются индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке и ведущие предпринимательскую деятельность. Следовательно, по мнению Минфина, в данном случае речь идет об участии одной организации в другой, и компании - члены саморегулируемой организации обязаны сообщать об этом в инспекцию.
В то же время необходимо отметить следующее.
С 2007 г. формы, по которым организации и предприниматели должны представлять в налоговые органы сведения, указанные в п. 2 ст. 23 Кодекса, являются не рекомендуемыми, а обязательными. В п. 7 ст. 23 НК РФ говорится, что данные сведения подаются только по установленным формам. Форма N С-09-2 "Сообщение об участии в российских и иностранных организациях" утверждена Приказом ФНС России от 21.04.2009 N ММ-7-6/252@. Согласно данной форме организации и предприниматели должны уведомлять инспекции не только об участии, но и о своей доле участия в других иностранных и российских компаниях с указанием этой доли в процентах.
Могут ли выполнить это требование участники (члены) некоммерческой организации? В соответствии со ст. 66 Гражданского кодекса РФ хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. К хозяйственным товариществам относятся полные товарищества и товарищества на вере (ч. 2 ст. 66 ГК РФ), а к хозяйственным обществам - акционерные общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью (ч. 3 ст. 66 ГК РФ). Именно в отношении данных организаций правомерно говорить о доле участия в них иных компаний, о которой требуется сообщать в инспекцию. Некоммерческие же организации уставный капитал не формируют, и долю участия в них иных компаний определить невозможно.
Именно к таким выводам пришел Конституционный Суд РФ в своем Определении от 18.01.2005 N 8-О. Предметом его рассмотрения стала схожая проблема, связанная с применением упрощенной системы налогообложения. Согласно пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСН те организации, в которых доля участия других компаний превышает 25 процентов. При рассмотрении жалобы общественной организации, которой было отказано в переходе на УСН, Конституционный Суд указал следующее.
Согласно Федеральному закону от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" для создания общественной организации требуется созыв съезда (конференции), на котором и принимается соответствующее решение. Обязанность же сформировать уставный (складочный) капитал данным Законом не предусмотрена, что влечет невозможность четко и однозначно определить долю непосредственного участия каждой компании, которая является членом общественной организации, в ее деятельности. Кроме того, поскольку члены общественного объединения имеют равные права и обязанности, а членские взносы вносятся ими в равных размерах и на равных основаниях, невозможно установить степень влияния того или иного члена при принятии решения организацией, а значит - определить долю непосредственного участия членов общественной организации в ее деятельности.
Данные выводы Конституционного Суда полностью применимы и к рассматриваемому вопросу. Не только саморегулируемые, но и иные некоммерческие организации не формируют уставный (складочный) капитал. Следовательно, определить долю участия, как указано в форме N С-09-2, по отношению к этим организациям нельзя, а уведомлять налоговые органы необходимо именно о доле их участия. Поэтому организации - участники иных некоммерческих организаций вправе не подавать в инспекции эту форму.
В заключение отметим, что даже в случае спора с налоговым органом цена вопроса невелика: согласно п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление данных сведений штраф составляет 50 руб. за один документ.
ЕНВД: вмененная
ФНС РФ [ИП]: Коды классификации доходов бюджетов Российской Федерации, администрируемых Федеральной налоговой службой в 2022 году
ФНС России, 1 Февраля 2022
Земельный: Справочная информация: "Ставки земельного налога в г. Москве"
Информационно-правовой консультационный центр "ЭЛКОД", 1 Января 2021
Статкалендарь: Календарь представления статистической отчетности в органы государственной статистики
Госкомстат России, 1 Января 2021
РосСтат: Формирование уведомлений о формах и сроках отчетноости
НПФ "БУХинфо", 1 Января 2021
ЕНВД: Коэффициент-дефлятор, необходимый для расчета налоговой базы по единому налогу на вмененный доход
СПС "Консультант Плюс", 1 Июля 2020
ЕНВД Справочная информация: "Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности в муниципальных образованиях Московской области на 2020 год"
Информационно-правовой консультационный центр "ЭЛКОД", 1 Июля 2020
Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства
СПС "Консультант Плюс", 11 Мая 2020
Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции
СПС "Консультант Плюс", 11 Мая 2020
Правила предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов
СПС "Консультант Плюс", 11 Мая 2020
Земельный: Справочная информация: "Земельный налог в муниципальных образованиях Московской области на 2020 год"
Информационно-правовой консультационный центр "ЭЛКОД", 1 Апреля 2020
Перечень и описание реквизитов платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования
СПС "Консультант Плюс", 1 Февраля 2020
РосСтат: Получение данных о кодах статистики и перечня форм
Госкомстат России, 14 Мая 2018
Коды вычетов: Справочник для заполнения формы 2-НДФЛ
СПС "Консультант Плюс", 1 Февраля 2018
Коды документов: Справочник для заполнения формы 2-НДФЛ
СПС "Консультант Плюс", 1 Февраля 2018
Коды доходов: Справочник для заполнения формы 2-НДФЛ
СПС "Консультант Плюс", 1 Февраля 2018
Водный налог Справочная информация: "Налоговые ставки по водному налогу"
СПС "Консультант Плюс", 1 Января 2018
Справочная информация: "Плата за негативное воздействие на окружающую среду"
СПС "Консультант Плюс", 1 Апреля 2017
КБК ОПС 2017: Сопоставительная таблица видов доходов по страховым взносам на обязательное социальное страхование и соответствующих им кодов подвидов (групп, аналитических групп) доходов бюджетов на 2017 год, к применяемым в 2016 году
СПС "Консультант Плюс", 9 Января 2017
ОКВЭД2: Общероссийские классификаторы, закрепленные за Минэкономразвития России
НПФ "БУХинфо", 1 Января 2017
ОКВЭД2: Общероссийский классификатор видов экономической деятельности [ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)]
СПС "Консультант Плюс", 1 Января 2017
ФНС РФ: Сведения о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств
ФНС России, 1 Января 2017
Платежное поручение: Форма платежного документа с указанием нумерации полей для заполнения
1 Февраля 2016
КБК 2015: Таблица соответствия кодов доходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации, действовавших в 2014 году, кодам бюджетной классификации на 2015 год по налогам и сборам, администрируемым налоговыми органами
СПС "Консультант Плюс", 20 Января 2015
Справочная информация: Расчет наличными деньгами в Российской Федерации
СПС "Консультант Плюс", 6 Июня 2014
ОКТМО [МРИ ФНС РФ №7 по М.О.]: Таблица соответствия кодов ОКАТО кодам ОКТМО муниципальных образований, населенных пунктов и межселенных территорий
МРИ ФНС РФ N7 по М.О., 20 Января 2014
ОКТМО [Московская область]: Таблица соответствия ОКАТО и ОКТМО по Московской области
НПФ "БУХинфо", 13 Января 2014
ОКТМО [МРИ ФНС РФ №13 по М.О.]: Таблица соответствия кодов ОКАТО кодам ОКТМО муниципальных образований, населенных пунктов и межселенных территорий по состоянию на 01 декабря 2013 года
МРИ ФНС РФ N13 по М.О., 13 Января 2014
ОКТМО [Москва]: Таблица соответствия ОКАТО и ОКТМО по г. Москва (без "новой")
УФНС РФ по г. Москва, 13 Января 2014
ОКТМО [Москва "новая"]: Таблица соответствия ОКАТО и ОКТМО по г. Москва ("новой")
УФНС РФ по г. Москва, 13 Января 2014
ОКАТО -> ОКТМО: Таблица соответствия кодов ОКАТО кодам ОКТМО муниципальных образований и входящий в их состав населенных пунктов и межселенных территорий
Напомним, что в 2014 году в платежных документах и в декларациях необходимо использовать коды Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований ОКТМО вместо кодов ОКАТО.
НПФ "БУХинфо", 11 Января 2014

