Эксперт-Бухгалтер.РФ expert.byx.ru

Наши специалисты готовы предложить свои услуги ...

Пакет услуг - Ваш Аудитор

Юлия Палаз, Ведущий аудитор ООО "Кронверк-Аудит"

Наши консультации

Аудиторские услуги для Организаций Справка


Ваш Аудитор

СПС "Консультант Плюс", 27 Августа 2009

Письмо Минфина России от 17.07.2009 N 03-02-07/1-369

Комментарий:

Согласно пп. 2 п. 2 ст. 23 НК РФ компании обязаны сообщать в инспекцию по месту своего нахождения обо всех случаях своего участия в российских и иностранных организациях. Компания, которая является членом саморегулируемой организации, созданной в форме некоммерческого партнерства, обратилась в Минфин за разъяснениями, требуется ли ей сообщать о своем членстве в налоговый орган.

По мнению финансового ведомства, делать это необходимо. Минфин ссылается на положения Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", в соответствии с п. 1 ст. 3 которого к саморегулируемым относятся некоммерческие организации, основанные на членстве и объединяющие субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности. Согласно п. 3 ст. 2 данного Закона субъектами предпринимательской деятельности являются индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке и ведущие предпринимательскую деятельность. Следовательно, по мнению Минфина, в данном случае речь идет об участии одной организации в другой, и компании - члены саморегулируемой организации обязаны сообщать об этом в инспекцию.

В то же время необходимо отметить следующее.

С 2007 г. формы, по которым организации и предприниматели должны представлять в налоговые органы сведения, указанные в п. 2 ст. 23 Кодекса, являются не рекомендуемыми, а обязательными. В п. 7 ст. 23 НК РФ говорится, что данные сведения подаются только по установленным формам. Форма N С-09-2 "Сообщение об участии в российских и иностранных организациях" утверждена Приказом ФНС России от 21.04.2009 N ММ-7-6/252@. Согласно данной форме организации и предприниматели должны уведомлять инспекции не только об участии, но и о своей доле участия в других иностранных и российских компаниях с указанием этой доли в процентах.

Могут ли выполнить это требование участники (члены) некоммерческой организации? В соответствии со ст. 66 Гражданского кодекса РФ хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. К хозяйственным товариществам относятся полные товарищества и товарищества на вере (ч. 2 ст. 66 ГК РФ), а к хозяйственным обществам - акционерные общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью (ч. 3 ст. 66 ГК РФ). Именно в отношении данных организаций правомерно говорить о доле участия в них иных компаний, о которой требуется сообщать в инспекцию. Некоммерческие же организации уставный капитал не формируют, и долю участия в них иных компаний определить невозможно.

Именно к таким выводам пришел Конституционный Суд РФ в своем Определении от 18.01.2005 N 8-О. Предметом его рассмотрения стала схожая проблема, связанная с применением упрощенной системы налогообложения. Согласно пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСН те организации, в которых доля участия других компаний превышает 25 процентов. При рассмотрении жалобы общественной организации, которой было отказано в переходе на УСН, Конституционный Суд указал следующее.

Согласно Федеральному закону от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" для создания общественной организации требуется созыв съезда (конференции), на котором и принимается соответствующее решение. Обязанность же сформировать уставный (складочный) капитал данным Законом не предусмотрена, что влечет невозможность четко и однозначно определить долю непосредственного участия каждой компании, которая является членом общественной организации, в ее деятельности. Кроме того, поскольку члены общественного объединения имеют равные права и обязанности, а членские взносы вносятся ими в равных размерах и на равных основаниях, невозможно установить степень влияния того или иного члена при принятии решения организацией, а значит - определить долю непосредственного участия членов общественной организации в ее деятельности.

Данные выводы Конституционного Суда полностью применимы и к рассматриваемому вопросу. Не только саморегулируемые, но и иные некоммерческие организации не формируют уставный (складочный) капитал. Следовательно, определить долю участия, как указано в форме N С-09-2, по отношению к этим организациям нельзя, а уведомлять налоговые органы необходимо именно о доле их участия. Поэтому организации - участники иных некоммерческих организаций вправе не подавать в инспекции эту форму.

В заключение отметим, что даже в случае спора с налоговым органом цена вопроса невелика: согласно п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление данных сведений штраф составляет 50 руб. за один документ.


Справка по теме:
Аудиторские услуги для Организаций
Аудиторская проверка - это подтверждение финансовой отчетности предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского отчета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству Российской Федерации, полноты и точности отражения финансовой отчетности деятельности предприятия.

Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной.

Обязательная аудиторская проверка проводится в первую очередь для компаний:

  • зарегистрированных в форме ОАО;
  • объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которых за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей;
  • сумма активов бухгалтерского баланса которых по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;
  • ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах;
  • являющихся кредитными, а также для бюро кредитных историй, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций, клиринговых организаций, обществ взаимного страхования, организаторов торговли, негосударственных пенсионных или иных фондов, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
  • которые представляют и (или) публикуют сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Инициативная проверка проводится по решению учредителей Общества для того, чтобы они могли убедиться в отсутствии существенных ошибок в ведении бухгалтерского учета в Обществе, правильности составления отчетности, позволяет быть уверенными в том, что сумма нераспределенной прибыли по итогам года, подлежащая распределению, посчитана верно, и их финансовые интересы не нарушены.

Аудиторская проверка служит поддержкой не только для учредителей, но и для генерального директора, на которого в соответствии с законодательством возложена ответственность за ведение бухгалтерского учета в Обществе, а также для главного бухгалтера Общества. По результатам аудиторской проверки выявляются ошибки, от которых не застрахован ни один специалист, даются письменные рекомендации, устные консультации, проводится проверка правильности внесения исправлений в бухгалтерский учет и отчетность.

Специалисты ООО «Кронверк-Аудит» готовы оказать Вам услуги по проведению аудиторской проверки, а также по оказанию любых сопутствующих аудиту услуг (в том числе проведение проверки правильности начисления налогов).

Дополнительно к документу